Вступая в новый 2020 г. Подводим итоги и определяем задачи на будущее

Российское птицеводство — ведущая отрасль животноводства в стране, вносящая существенный вклад в обеспечение населения животным белком.

По предварительной оценке Росптицесоюза, в 2019 г. отечественное производство яиц составило 44,9 млрд шт., что соответствует уровню прошлого года и позволяет России сохранить шестое место в мире по этому показателю. В 2020 г. прогнозируется увеличение объема на 200 млн шт., а к 2024-му показатель, определенный стратегией развития страны, должен составить 46,1 млрд яиц.

В 2019 г. объем производства мяса птицы достиг 5,020 млн т (прирост порядка 40 тыс. т), что позволило России сохранить пятое место в мировом рейтинге. В стране в течение года в связи с банкротством закрылись пять мясных птицефабрик с общим объемом годового производства порядка 113 тыс. т. В итоге в отечественном производстве всех видов мяса доля сельскохозяйственной птицы составила 46,4%. Производство мяса птицы на душу населения возросло на 0,3 до 34,2 кг.

Ситуация в сфере обеспечения племенной продукцией предприятий яичного и мясного направлений оставалась достаточно стабильной. При производстве пищевых яиц использовались кроссы зарубежных и отечественных племенных хозяйств (оценка 2019 г.): «Хайсекс», «Декалб», «Ломанн», «Супер Ник», «Браун Ник», «Хай-Лайн», «Родонит 3» (АО ППЗ «Свердловский»), СП 789 (СГЦ «Загорское ЭПХ»).

Комплектование родительских стад яичной птицы осуществлялось племенными предприятиями, имеющими прародительские стада:

  • ООО ППР «Свердловский» — кроссы «Хайсекс Браун», «Декалб Уайт»;
  • СХПК «Племптица-Можайское» — кросс «Хайсекс Браун»;
  • АО ППЗ «Свердловский» — кроссы «Супер Ник», «Браун Ник», «Родонит 3»;
  • ООО «Ломанн Бридерс Рус» — кроссы «Ломанн Браун», «Ломанн ЛСЛ классик».

По кроссам «Хай-Лайн Браун» и «Хай- Лайн В36» племенная база была представлена на уровне родительских форм.

Товарные хозяйства в полном объеме обеспечивались финальным гибридом предприятиями, имеющими родительские стада на территории России, за исключением хозяйств Калининградской области, которые, учитывая их географическое положение, комплектовались за счет импортных поставок.

При производстве мяса бройлеров использовались следующие кроссы: «Росс 308», «Кобб 500», «Арбор Айкрес», «Хаббард».

В настоящее время племенная база для комплектования бройлерных родительских стад представлена двумя репродукторами первого порядка:

  • ОАО «Авиаген» (кросс «Росс 308»), которое обеспечивает потребности предприятий, имеющих родительские стада, в получении финального гибрида. Ввоз родительских форм кросса «Росс 308» предприятиями не производится. В 2019 г. прародительсое стадо было укомлектовано кроссом «Арбор Айкрес». Племенная база кросса «Хаббард» представлена на уровне родительских форм;
  • ООО «Кобб Раша» (кросс «Кобб 500», Московская обл.) в на- стоящее время не полностью обеспечивает потребность в суточном молодняке для комплектования родительских стад, поэтому более 10 хозяйств завозят суточный молодняк для этих целей из-за рубежа.

Несмотря на то что неизменно уделяется внимание увеличению поголовья мясных кур родительских форм, определенное количество инкубационных яиц финального гибрида приходится по-прежнему ввозить из-за рубежа — примерно 9–12% в год от потребности. Так, в 2019 г. для производства бройлеров было импортировано порядка 419,8 млн инкубационных яиц, главным образом из Нидерландов, Испании, Чехии, Словакии.

Оценивая работу отрасли в 2019 г., можно констатировать, что в экономике птицеводческих предприятий в основном была достигнута определенная производственная и финансовая стабильность. Анализ экономических показателей позволяет определить среднюю рентабельность яичных птицефабрик на уровне 8% при средней отпускной цене в 40 руб./дес. и себестоимости на уровне 37 руб./дес., а бройлерных — в пределах 9–10% при ценах соответственно 113 и 103 руб./кг. Отметим, что основным источником роста себестоимости продукции в 2019 г. стало повышение цен на зерновые ингредиенты кормовых рационов: на 112,4%.

Проведенная Росптицесоюзом совместно с Минсельхозом России работа обеспечила включение в актуальный и на сегодняшний день приказ Минсельхоза России от 24 января 2017 г. № 24 «Об утверждении перечней направлений целевого использования льготных краткосрочных кредитов и льготных инвестиционных кредитов» положения о возможности привлечении льготных кредитов на реконструкцию и модернизацию бройлерных птицефабрик, а также на закупку зерна, выращенного на территории России.

Стабильно развивается и экспортный потенциал птицеводства. В 2019 г. в восемь стран ближнего зарубежья и 22 страны дальнего было поставлено 210,6 тыс. т мяса птицы (на 14,4% больше, чем в 2018-м, что составляет 62,3% от российских экспортных поставок всех видов мяса.

Экспорт яиц увеличился по сравнению с 2018 г. на 3,6% и достиг 545,9 млн шт.

При участии Росптицесоюза в феврале 2019 г. в соответствии с протоколом о взаимных поставках мяса птицы, подписанным Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ и Главным таможенным управлением КНР, был сформирован перечень аттестованных отраслевых предприятий, который позднее был дополнен.

Кроме того, Росптицесоюз принял активное участие в подготовке таких важных для отрасли документов, как Дорожная карта на 2019 год по экспорту мясной продукции на рынки КНР, Японии и Южной Кореи, Концепция развития экспорта халяльной сельхозпродукции и продуктов питания до 2024 года и План опережающего развития экспорта мясной и молочной продукции. В рамках этого направления Росптицесоюз тесно сотрудничает с Российским экспортным центром для определения новых рынков сбыта отраслевой прдукции, а с Минсельхозом России — по анализу затрат на проведение необходимых подготовительных мероприятий для увеличения объемов экспорта.

Отметим, что решение проблем, касающихся эффективности работы птицеводческих предпрятий (повышение сохранности поголовья и производительности труда, снижение себестоимости продукции и освоение новых рынков сбыта, обеспечение производства необходимыми ресурсами и расширение контингента потребителей продукции), напрямую зависит от уровня руководства, квалификации специалистов, энергии и активности коллективов птицефабрик, умеющих найти результативный выход из часто возникающих сложных ситуаций.

Общей задачей не только для отечественных, но и для входящих в зону деятельности ЕАЭС птицеводческих предприятий является переход на технический регламент ЕАЭС «О безопасности мяса птицы и продукции ее переработки», который необходимо принять в 2020 г. Это позволит создать условия как для производства конкурентоспособной качественной и безопасной продукции птицеводства в странах, входящих в ЕАЭС, и торговли ею внутри них, так и для поставок третьим странам, сформировать преграду на пути контрафакта, фальсифицированной и небезопасной для населения продукции, обеспечить единообразный подход к идентификации продукции, повысить доверие потребителей к ней.

После утверждения ТР ЕАЭС потребуется в переходной срок обеспечить пересмотр фонда стандартов и разработку новых ГОСТов (порядка 80 ед.) на продукцию переработки отраслевого сырья и методы контроля, в том числе отдельных видов антибиотиков, методы определения массовой доли влаги, выделяющейся при хранении охлажденного мяса птицы, а также пересмотр классификации однородных групп птицепродукции по содержанию мяса птицы и т.д. Кроме того, понадобится разработка новых стандартов на термины и определения взамен устаревших, а на предприятиях отрасли — пересмотр применяемых ОСТов и ТУ. Выполнение этих работ потребует длительного времени и изыскания значительных финансовых ресурсов, и к ним можно будет приступить только после принятия ТР ЕАЭС.

Еще одним важным вопросом, на наш взгляд, является необходимость разработки ТР ЕАЭС «О безопасности яиц сельскохозяйственной птицы и продукции их переработки».

Решение вышеуказанных проблем непосредственно связано с реализацией распоряжения Правительства РФ от 29 июня 2016 г. № 1364-р «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции Российской Федерации до 2030 года». Целями Стратегии являются: обеспечение качества пищевой продукции как важнейшей составляющей здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, стимулирование роста спроса и предложения более качественных пищевых продуктов и обеспечение соблюдения прав потребителей на приобретение качественной продукции.

1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом официально определены понятия «органическое производство» и «органическая продукция», установлены нормативно-правовые основы развития данной отрасли, меры защиты потребителей от фальсификата, правила маркировки. Теперь ставить знак органической продукции смогут только те предприятия, которые прошли сертификацию и внесены в Единый государственный реестр производителей органической продукции. Приказом Минсельхоза России от 19 ноября 2019 г. № 633 определен порядок введения этого закона. Он требует четкого обособления производства органической продукции от выпуска продукции, не относящейся к ней, и выбор птицеводческими хозяйствами этого направления может привести к повышению экономической результативности их деятельности.

Важнейшим фактором эффективности работы птицеводческих хозяйств, гарантом качества и безопасности производимой продукции является обеспечение эпизоотического благополучия выращиваемой птицы. Большое внимание должно быть уделено вопросу контроля сальмонеллезной инфекции, являющейся опасной как для птицы, так и для человека. Росптицесоюзом совместно с ФГБУ «ВГНКИ», Институтом эпидемиологии Роспотребнадзора, ФГНУ ветеринарии и с другими организациями был разработан целевой проект «Национальная программа по профилактике, выявлению и контролю сальмонеллезной инфекции в птицеводческих хозяйствах Российской Федерации на 2018–2023 годы», прошедший обсуждение с представителями заинтересованных ведомств и бизнеса. Эта программа была принята Рабочей группой по сальмонеллезу, созданной решением коллегии Роспотребнадзора, в качестве базовой для организации работ по подготовке и реализации комплексного плана профилактики сальмонеллеза на территории России. Программа предусматривает мониторинг состояния птицеводческих предприятий и проведение в дальнейшем ветеринарно- санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на ликвидацию выявленной в отдельных хозяйствах сальмонеллезной инфекции. Для предприятий, вошедших в программу, она будет носить лояльный характер со стороны государственных и ветеринарных служб. Предполагается проведение исследований на птицефабриках яичного и мясного направлений в отношении птицы, оборудования, кормов и птицеводческой продукции с целью определения носителей сальмонеллы. Проводимые исследования будут носить строго конфиденциальный характер, по их итогам установят первоначально допустимый уровень носительства сальмонелл для яичных и мясных птицефабрик. В дальнейшем через каждые три — пять лет, в результате проводимых в хозяйствах мероприятий ожидается снижение этого уровня.

В соответствии с разработанной Правительством РФ дорожной картой по реализации механизма «регуляторной гильотины» в 2019 г. начала свою деятельность рабочая группа «Животноводство и растениеводство» во главе с специалистами Россельхознадзора. В ее состав вошли представители федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), заинтересованных бизнес-структур и отраслевых союзов, в том числе Росптицесоюза. Цель «регуляторной гильотины» — ликвидация устаревших норм, создающих излишнюю нагрузку на бизнес, а также сокращение как государственных расходов на осуществление контрольных функций, так и издержек производителей. Планом мероприятий рабочей группы предусмотрен порядок и сроки разработки нормативно-правовой базы контрольно-надзорной деятельности для каждой сферы производства и общественных отношений. В области животноводства это создание новой нормативно-правовой базы, предусматривающей следующие направления деятельности и виды контроля (надзора):

  • государственный ветеринарный надзор в производстве и обращении лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок;
  • племенное дело;
  • обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов;
  • охрана окружающей среды, обращение с отходами животноводства (навозом, пометом) и отходами, связанными с использованием продукции.

Новая нормативно-правовая база должна соответствовать уровню современных технологий, существующим масштабам производства и должна быть направлена на конечную цель — обеспечение безопасности и качества продукции.

Принимая во внимание важность и значимость задач рабочей группы, Росптицесоюз намерен и в 2020 г. вести самую активную работу в данном направлении.

Для контактов с авторами: Бобылева Галина Алексеевна е-mail: rps@rps.ru Гущин Виктор Владимирович е-mail: gushchin1938@yandex.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *